Почти все самолеты, разработанные под руководством Олега Константиновича Антонова, делались с оглядкой на возможность их использования в армии. Не был исключением и широко известный пассажирский лайнер Ан-24 с турбовинтовыми двигателями. Его военно-транспортный вариант получил особое обозначение – Ан-26. Этот самолет и сегодня активно эксплуатируется в военных целях, причем не только в России, но и в ряде других государств. Довольно много этих «анов» со временем подверглись «обратной» переделке, превратившись в пассажирские лайнеры для полетов на региональных линиях. Примечательно, что самолет Ан 26 превзошел своего «прародителя» по количеству произведенных экземпляров – всего было сделано 1403 таких машины, то есть примерно на 200 штук больше, чем Ан-24. Далеко не каждый реактивный лайнер может похвастаться столь значительным «тиражом».
История разработки пассажирского самолета Ан-26
В состав советской военно-транспортной авиации в начале 60-х годов входило несколько различных типов машин, однако, среди них не было легких самолетов ближнего радиуса действия, способных наиболее гибко реагировать на быстро изменяющуюся обстановку в районе боевых действий. Именно эту нишу должен был заполнить Ан-24Т, совершивший первый полет в 1961 году. Эту машину выпускали серийно вплоть до 1969 года, она активно продавалась за рубеж, но ни конструкторам, ни военным с самого начала не нравился неудобный грузовой люк самолета. Несмотря на целый ряд усовершенствований, этот недостаток сохранялся.
Кардинальным решением проблемы стало внесение целого ряда изменений в конструкцию цельнометаллического фюзеляжа самолета. Была разработана рампа оригинальной конструкции. Её основное предназначение – закрывать большой грузовой люк, расположенный в хвостовой части машины. В то же время рампу можно было использовать как трап, по которому на борт въезжали автомобили, или сдвигать её под фюзеляж, полностью открывая десантный люк.
Переоборудованный таким образом самолет получил обозначение Ан-26. В 1969 году он впервые поднялся в воздух, а вскоре было развернуто и серийное производство, продолжавшееся вплоть до 1986 года. Преимущества этой машины по сравнению с Ан-24Т были вполне очевидны, но процесс официального принятия на вооружение затянулся до 1975 года из-за предвзятого отношения со стороны П.С. Кутахова, главнокомандующего ВВС.
В конце 90-х годов была создана особая пассажирская модификация самолета, получившая обозначение Ан-26-100 (а также Ан-26Б-100). Эти машины призваны были заменить на региональных линиях обычные Ан-24.
Описание конструкции самолета
Ан-26 – это двухмоторный высокоплан с одним килем. Крыло прямое в корневой части, трапециевидное ближе к оконцовкам. Под ним установлено два турбовинтовых двигателя мощностью по 2820 лошадиных сил. Внутри крыла размещаются топливные баки.
Рули высоты оборудованы триммерами, облегчающими управление самолетом. Поворачивать их могут оба пилота. Машина, как и Ан-24РВ, оснащена вспомогательным газотурбинным двигателем РУ 19А-300. С его помощью выполняется запуск основных моторов непосредственно из кабины самолета. Кроме того, он создаёт дополнительную тягу во время взлёта.
Отличительной особенностью конструкции Ан-26, наряду с рампой грузового отсека, является наличие в передней левой части фюзеляжа блистера-обтекателя, закрывающего кабину штурмана. Благодаря этой детали самолет визуально отличается от Ан-24.
Внутри грузового отсека имеется тельфер, движущийся по монорельсу, закреплённому на потолке, а также специальный транспортёр. Эти приспособления сделаны для ускорения так называемого «посадочного десантирования». Грузоподъемность Ан 26 позволяла доставлять до места назначения автомобили, например, ГАЗ-69, минометы и другую боевую технику.
Тактико-технические характеристики
Военно-транспортные варианты Ан-26 могли перевозить до 38 «обычных» пассажиров или 30 десантников в полном боевом снаряжении, или 24 раненых (размещение в лежачем положении на носилках). Вместимость машин, переделанных в пассажирские самолеты, доходила до 43 человек.
Вес на взлёте | 22 тонны (нормальный), 24 тонны(максимально допустимый) |
Полезная нагрузка | 5,5 тонн |
Вес пустого самолета | 15,85 тонны |
Длина | 23,87 м |
Высота | 8,575 м |
Размах крыла | 29,2 м |
Крейсерская скорость | 435 км/ч |
Максимальная скорость | 540 км/ч |
Дальность | 1100 км (практическая), 2660 км (при перегонке пустого самолета) |
Практический потолок | 7 300 м |
Длина разбега на взлете | 870 м |
Длина пробега при посадке | 650 м (при весе 20 тонн) |
Запас топлива | 4 850 кг |
В варианте легкого бомбардировщика самолет оснащался балочными держателями БДЗ-34, что позволяло ему брать до четырех пятисоткилограммовых авиабомб. Конечно, для Ан 26 характеристики грузоподъемности важнее, но «ударное» применение машины рассматривалось вполне серьёзно. В целом же ТТХ самолета близки к показателям «базового» Ан-24.
Схема салона Ан-26
Ан-26 создавался как многоцелевой военно-транспортный самолет. По этой причине его первоначальный «салон» — это просто грузовая кабина, в которой можно перевозить людей на откидных металлических «лавочках». Были также варианты, оснащавшиеся небольшим количеством более удобных кресел, в которых размещались «сопровождающие». Туалета на борту не было, а в качестве его замены использовались пластиковые бутылки.
В варианте Ан-26-100 самолет был оборудован пассажирскими креслами, установленными по схеме 2х2 в девять или одиннадцать рядов. Вместимость, соответственно, составляла от 35 до 43 человек. Туалет разместили в передней части салона, справа от центральной продольной оси. Особыми удобствами этот самолет, конечно, не отличается, заметно проигрывая в этом отношении даже базовому Ан-24.
Преимущества и недостатки
Основные характеристики самолета Ан-26 вполне соответствовали требованиям военных заказчиков как советских, так и иностранных.
В число его преимуществ, в частности, вошли:
- Простота технического обслуживания;
- Возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах. ТТХ Ан 26 позволяют ему взлетать и садиться даже в условиях «раскисшего» от дождей покрытия;
- Удобство загрузки и разгрузки самолета;
- Простота пилотирования – машиной могут управлять лётчики средней квалификации;
- Возможность применения для воздушного десантирования войск;
- Наличие многочисленных специальных модификаций;
- Живучесть конструкции – были случаи, когда Ан-26 удавалось совершить успешную посадку после попадания в него вражеских ракет.
Некоторые варианты этой машины и по сей день остаются незаменимыми, несмотря на появление новых моделей самолетов.
Основным недостатком Ан-26 является его «старость». Значительная часть парка этих самолетов давно уже выработала свой ресурс. Пассажирские варианты и вовсе представляют собой, по существу, «вынужденную импровизацию», не обеспечивая необходимого уровня комфорта – в салоне даже нет багажных полок.
Уровень безопасности самолета
За все годы эксплуатации количество потерянных Ан-26 составило до 144 единиц. Это много, однако, следует учитывать, что речь идет о военном самолете. Не менее двадцати таких машин было сбито в ходе боевых действий. «Аны» уничтожали при помощи ПЗРК, в них попадали авиационные ракеты, выпущенные истребителями, они становились жертвами систем противовоздушной обороны, а иногда и обычного стрелкового оружия. Кроме того, значительное количество аварий было связано с нарушением регламента обслуживания машины.
Наиболее страшной авиакатастрофой Ан-26 стало столкновение этого самолета с пассажирским Ту-134, случившееся 3 мая 1985 года. Тогда погибли в общей сложности 94 человека, 13 из которых находились на борту «Антонова». Причиной этой трагедии стала ошибка диспетчеров.
Самой последней по времени крупной катастрофой стало падение Ан-26 российских военно-космических сил близ взлетной полосы сирийского аэродрома Хмеймим 3 марта 2020 года. Тогда погибли 39 человек, из них 6 членов экипажа. Расследование этого инцидента пока не закончено, но предположительно причиной стала неисправность техники.
Модификации самолета на базе Ан-26
За время эксплуатации Ан-26 эта машина многократно подвергалась различным изменениям и переделкам.
Иногда такие модифицированные самолеты появлялись в одном-двух экземплярах, но есть и другие примеры.
В частности, относительно крупными сериями строились:
- Ан-26Ш. 36 этих самолетов использовались в советских училищах, которые готовили штурманов для военной авиации. Учебные места размещены в грузовой кабине, допускается выполнение бомбометания в полигонных условиях;
- Ан-26РТ. Всего в ВВС было передано 42 таких самолета. Первоначально они предназначались для ретрансляции радиосигналов. Часть машин получила оборудование для определения рабочих частот РЛС противника и выполнения радиоперехватов. Соответствующая субмодификация обозначается как Ан-26РР (а также РТР);
- Ан-32. Экспортный вариант самолета, первоначально создавался для индийских ВВС и должен был действовать в высокогорных районах, базируясь на равнинных аэродромах, расположенных в жарком и влажном климате. У базового Ан 26 практический потолок был для этого недостаточен. Всего изготовлен 361 такой самолет;
- Ан-26АЛК. Изготовлено 20 самолетов, которые иногда обозначаются, как «Калибровщик». Бортовая аппаратура позволяет осуществлять контроль работы РТО, оборудования для аэродромов. Эти машины используются до сих пор, причем довольно активно;
- Ан-26Б. Начиная с 1981 года было изготовлено 116 таких самолетов. Они были предназначены для транспортировки стандартных контейнеров. Часть машин впоследствии переоборудована для выполнения пассажирских перевозок;
- Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Эти модификации появились из-за того, что значительное количество самолетов Ан-24 были списаны после полного исчерпания ресурса, и их требовалось заменить. Для перевозки пассажиров адаптировался как базовый вариант Ан-26, так и Ан-26Б.
«Единичных» опытных модификаций тоже было немало:
- Ан-26П (он же «Прожектор»). На борту была установлена станция лазерной подсветки целей, которую можно было использовать для нанесения ударов высокоточным оружием;
- Ан-26К. Самолет предназначался для изучения возможностей лазерно-телевизионной прицельной станции «Кайра», разрабатывавшейся для истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Доработка была выполнена слишком поздно — ЛТПС успели опробовать на самом боевом самолете;
- Ан-26 «Нельмо». Этот самолет нес на борту одноименный комплекс оборудования, созданный для проведения ледовой разведки;
- Ан-26М. Модификация 1977 года, машина переоборудована в медицинский самолет;
- Ан-26РЭП. Представляет собой Ан-26РТР, переделанный в самолет радиоэлектронной борьбы. Кроме того, был способен создавать инфракрасные помехи;
- Ан-26Д. Модификация повышенной дальности, что обеспечивается за счет установки двух дополнительных баков;
- Ан-26Б «Циклон». Этот вариант самолета получил аппаратуру, способную «развеивать» опасные грозовые тучи путем распыления углекислоты и йодистого серебра;
- Ан-26 «Вита» и Ан-26 «Рятунчик». Предназначены для перевозки раненых;
- Ан-26А. Создан для воздушно-десантных войск;
- Ан-26 «Сфера». Предназначался для украинской Академии наук. Предполагалось, что машина поможет в исследовании атмосферы Земли.
Существовали также пожарные самолеты Ан-26П (5 единиц), однако, со временем их вернули в исходное «военно-транспортное» состояние. Как правило, переделки никак не влияли на грузоподъемность машин, но некоторые варианты имели несколько меньший взлетный вес.
Компании, эксплуатирующие самолеты
По состоянию на 2016 год военно-транспортные Ан-26 оставались в составе ВВС двадцати семи стран. В распоряжении Российской армии имелось тогда 175 таких самолетов. Коммерческая эксплуатация пассажирских вариантов Ан-26 осуществляется следующими авиакомпаниями:
- «Амур»;
- «Ангара»;
- «Костромское авиапредприятие»;
- «Турухан»;
- «Хабаровские авиалинии»;
- «КрасАвиа»;
- «ИрАэро»;
- «Чукотавиа»;
- «Полярные авиалинии»;
- «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие»;
- VASCO (Vietnam Air Services);
- Constanta Airline;
- Aerogaviota;
- Tajik Air;
- Air Urga.
Большинство этих компаний – небольшие региональные перевозчики. По мере выработки ресурса оставшихся Ан-26, будет осуществляться постепенное внедрение более новых самолетов.
С каких это пор украинский самолет стал российским?
Читаем педивикию. СОВЕТСКИЙ. КБ «антонов» было у украинцев, но сейчас от него остались рожки да ножки.